Содержание
Эксперты «Винного гида России» и Ассоциации виноградарей и виноделов России (АВВР) назвали ключевые обозначения, на которые стоит обращать внимание потребителю при изучении этикетки российского вина. Об этом они рассказали «РБК Вино».
По закону в России вином может называться только продукция, изготовленная из винограда. В том случае, если при производстве в напиток добавляли ароматизаторы, красители, воду, на бутылке должна быть крупная, легко читаемая надпись «Продукция не является вином». Кроме того, аналогичная надпись должна быть и на полке магазина, где выставлена такая продукция.
Этот показатель также указывается на этикетке. При этом эксперты подчеркивают, что в настоящий момент у потребителей развивается тренд на более легкие вина с меньшим содержанием алкоголя.
По содержанию сахара тихие вина делятся на:
При этом эксперты подчеркивают, что для сухих вин уровень сахара на этикетке указывать не обязательно.
Согласно ГОСТу на игристые вина в них выделяют больше категорий сладости:
Большинство потребителей, говорят эксперты, выбирают вино именно по этому признаку. Всего существует три типа вин по цвету: белые, красные и розовые.
По закону информация о сортах винограда, из которых было изготовлено вино, должна быть указана на этикетке или контрэтикетке.
В России существует территориальное деление виноградопригодных земель. В соответствии с этим делением российские вина могут получать две категории: Защищенное географическое указание (ЗГУ) и Защищенное наименование места происхождения (ЗНМП). Оба термина введены в законодательство в 2014 году. В России сейчас насчитывается девять ЗГУ и более 50 ЗНМП.
В случае с ЗГУ речь идет о российском аналоге апелласьона, регионе производства винограда. Предполагается, что в рамках одного ЗГУ существуют определенные нормативы выращивания винограда, из которого производят вино.
Термин ЗНМП может указывать на конкретный виноградник, малую территорию производства вина. Например, в качестве ЗНМП зарегистрированы наименования «Арпачин», «Дивноморское», «Южный берег Тамани».
Указание года урожая винограда на этикетке является обязательным требованием к маркировке вина. «Для простых, недорогих вин это может быть особенно важно. Если такой продукт задержался на полке магазина под ярким светом ламп, его свойства со временем могут ухудшиться», — говорят эксперты.
При этом если информации о годе урожая на этикетке нет, это может говорить о том, вино было сделано из виноматериала разных лет. В этом случае представители АВВР советуют ориентироваться на дату розлива продукта, которая размещена на оборотной стороне этикетки или, в случае с игристыми винами, на капсуле, которая закрывает горлышко бутылки.
«Здесь работает то же правило, что и с годом урожая для простых и молодых вин: чем свежее дата розлива вина, тем лучше», — говорят представители «Винного гида России».
По требованиям Роспотребнадзора, существует обязательная информация, которая должна быть размещена на контрэтикетке. Это указание перечня тех, кому противопоказано употребление алкоголя, адрес и контакты производителя, а также перечень ГОСТов, по которым было произведено вино.
Помимо обязательной к размещению информации производитель вина может добавить на этикетку знаки отличия, которые подскажут потребителю определенные особенности производства напитка или расскажут о месте производства.
В последнее время можно встретить вина, на этикетке которых будет изображение матрешки и надпись «Вино России». «Этот знак является подтверждением того, что маркированная им винодельческая продукция на 100% произведена из винограда, выращенного на территории Российской Федерации. Производитель не только подтверждает место происхождения сырья, но и отчитывается о каждой выпущенной бутылке», — говорят эксперты «Винного гида России» и АВВР.
Такой знак выдается тем компаниям, которые являются членами Ассоциации виноградарей и виноделов России. Им могут маркироваться три категории: «Вина», «Вина игристые (шампанские)» и «Вина ликерные».
Этот знак выглядит как белый лист на салатовом фоне. Его получают винодельни, которые прошли сертификацию в аккредитованном органе и выпускают органическую продукцию. Причем принципы органического производства распространяются как на вино, так и на виноград, из которого оно изготовлено.
«Тренд на органические вина набирает популярность, поэтому все больше производителей задумываются о выпуске органических вин. На сегодняшний день сертификат «Органик» в России имеют 11 виноградарских и винодельческих проектов, включая производителей из Испании и Республики Чили. Большинство органических виноградников находится на территории Крыма и Севастополя», — уточняют эксперты.
«Винный гид России» — ежегодный проект, который Роскачество реализует совместно с Минпромторгом России, Минсельхозом России и Ассоциацией виноградарей и виноделов России при поддержке АО «Россельхозбанк». Исследование является ежегодным и охватывает все ведущие винодельческие регионы страны.
Читать «РБК Вино» в Telegram